previous arrow
next arrow
Slider

Назначение карданного вала ДАФ

Кардан гарантирует соединение следующих элементов автомобиля:

  • мотора транспортного средства с трансмиссией;
  • раздаточной коробки с КПП;
  • основной передачи с КПП;

Карданная передача отличается сложной конструкцией, главным элементом которой считается крестовина. Анализ типов и особенностей передач карданного вала помогает разобраться в особенностях эксплуатации. Здесь стоит выделить несколько вариантов — жесткий шарнир или шарнир с разными типами углов. Каждый из узлов отличается особой конструкцией:

1. Карданная передача с установленным шарниром неравных угловых скоростей (ШНУС). Данный механизм называют просто — кардан. Устанавливается узел только в автомобилях с задним приводом. Кроме этого, такой тип крестовины попадается на машинах 4х4. Иногда здесь применяется промежуточная опора. При этом с двух краев вала установлены соединительные узлы.

В некоторых машинах кардан сформирован из нескольких валов (чаще всего двух). Главную роль играет длина вала, от которой зависят некоторые характеристики транспортного средства. Если в машине установлено два вала, то один носит название заднего, а второй — промежуточного кардана.
Объединение валов делается с помощью специальной опоры, расположенной между ними и играющей роль фиксатора. Дальше эта опора крепится к раме или кузовной части машины. После завода двигателя и начала вращения кардана длина вала меняется.

2. Кардан со ШРУС. В машинах с передними ведущими колесами установлен кардан с шарниром равных угловых скоростей. Задача данного узла — объединение движителя колес и дифференциала машины. Кардан оборудован двумя идентичными ШРУС, объединенными с валом. Последний передает момент вращения. Шарнир, который расположен в непосредственной близости к валу, носит название внутреннего, а другой (тот, что на противоположной стороне) — внешнего.

Задача кардана, который расположен спереди — обеспечить минимальный шум при действии ШРУС. Интересен тот факт, что данный тип шарниров применяется и в машинах с задним приводом, но реже. Внешне устройство такого узла имеет вид обоймы, расположенной в кожухе, а в центральной части вращаются специальные шары.

Ремонт карданного вала ДАФ

Кардная передача — один из главных узлов автомобиля ДАФ. Действие узла заключается в распределении момента вращения между осями валов. В процессе эксплуатации или после неуспешного ремонта карданный вал разбалтывается, что негативно сказывается на работе силового узла и карданных передач. Балансировка карданного вала ДАФ в такой ситуации — единственный выход.

 

Балансировка кардана ДАФ

Балансировка кардана ДАФ — процедура, способная защитить машину от опасностей на дороге и повысить комфортность поездки. Конечно, эта работа делается реже, чем замена масла, ремонт зажигания или проверка работоспособности систем, но она необходима. От правильности балансировки кардана ДАФ зависит плавность хода автомобиля и безопасность пассажиров.

В чем опасность разбалансировки?

Появление дисбаланса кардана — опасное явление, как и потеря балансировки колес. Такое нарушение негативно сказывается на вращающихся элементах и карданных передачах. При этом стоит учесть и наличие ограничений в отношении момента вращения. Нормальный размер угла — 20 градусов. Такой показатель гарантирует работоспособность узла в целом. Если величина угла превышает норму, то работа шарниров сбивается. При изменении угла крестовина с карданным валом не гарантируют нормального вращения ведомого вала. Кроме этого, разбалансировка становится причиной роста механической нагрузки на элементы мотора. В итоге шарниры и объединенные с ним детали изнашиваются быстрее.

 

Причины появления проблем ДАФ

Причины дисбаланса кардана заключаются в следующем:

брак на заводе из-за халатности работников или сбоев в работе оборудования;
ошибки в процессе самостоятельной установки. Часто автолюбители сами берутся за замену или ремонт узла, неправильно проводя сборку. Появление дисбаланса возможно при ошибочном креплении кардана на предназначенную ему ось, ее развороте на 180 градусов;
искажение конструкции после аварии. Даже небольшое столкновение — одна из причин дисбаланса и необходимости последующего ремонта.

Устранение проблем с работой кардана — трудоемкий процесс, который стоит устранять в профессиональных мастерских, где применяется необходимое оборудование. Часто проблема решается путем балансировки, но иногда не обойтись и без серьезного вмешательства — ремонта карданного вала.

Процесс балансировки происходит после полной диагностики, в период проведения которой определяются причины и способы устранения вибраций. Причиной вибрации могут быть ошибки в монтаже крестовины, неправильная замена подшипника, нарушение в стыковке карданного вала и так далее. При таких сбоях дисбаланс можно определить в конкретном диапазоне вращения вала.

Но вибрация опасна не только для комфорта. Такое дрожание приводит к росту нагрузки на узлы мотора, к серьезным поломкам, а иногда и необходимости замены кардана в сборе.

Вибрации могут проявиться и в процессе эксплуатации.

Здесь причины следующие:

  • Появление люфта в подвижной шлицевой конструкции по причине сильного износа;
  • Износ опоры;
  • Низкая плотность прилегания приемных фланцев и фланца-вилки. Такое происходит из-за накопления грязи, появления коррозии, искривления места посадки и при прочих проблемах;
  • Искривление трубы из-за удара или другого механического воздействия на агрегат;
  • Утеря балансировочной пластины;
  • Сбои в функционировании узлов, таких как подвесные подшипники, крестовины, ШРУС и прочие;
  • Появление люфта на принимающих фланцах коробки передач, редуктора или моста.

Если не убрать ненужные зазоры, то сбалансировать кардан не выйдет, ведь первоначальная причина вибрации остается.

Как действуют мастера на СТО?

На станциях техобслуживания уровень разбалансировки и способы решения проблемы определяются на специальной аппаратуре. При этом балансировка кардана не одиночная проблема — работа производится одновременно со смежными шарнирами. Мастера на СТО анализируют уровни зазоров в крестовине и на стыках шлицев.

На этапе изготовления карданов ключевые зазоры выдерживаются, но в процессе ремонта соблюсти их сложно. Причина — естественный износ многочисленных шлицов и посадочных мест. Вот почему при любых работах по демонтажу (ремонту) кардана балансировка последнего обязательна.

Появившийся дисбаланс устраняется несколькими способами, которые выбираются исходя из причин возникновения проблемы.

К вариантам устранения неисправности относятся:

  • Монтаж специальных прокладок под стопорные крышки подшипников на крестовине;
  • Монтаж пластин для балансировки (устанавливаются на трубе);
  • Устранение небольшого слоя металла на вилках фланцев с бобышек. В каждом из случаев решение в отношении дальнейших действий принимают мастера.

Уровень разбалансировки определяется с помощью специальной техники.

Алгоритм действий выглядит следующим образом:

1. На первом этапе настраивается кардан вместе со ШРУСами. Проверяются зазоры в месте соединения крестовины и шлицов на соответствие нормам.

2. На втором этапе карданный вал балансируется, чтобы определить отклонения от нужных параметров зазоров.

Технологии не стоят на месте и с помощью современного оборудования можно с точностью определить несбалансированность валов. Для решения проблемы применяются балансировочные станки.
Алгоритм действий следующий:

1. Вал в сборе фиксируется с помощью переходников (адаптеров) в приводной части станка.

2. Станок запускается, и группа датчиков фиксирует текущие вибрации карданного вала. По размеру и угловому положению вычисляется уровень несбалансированности кардана.

Для точной проверки карданный вал вращается и одновременно получает дополнительную нагрузку с помощью специального тормоза. Механизм гарантирует проверку на скручивание, имеющее место в реальных условиях эксплуатации. На практике скручивание возникает при торможении мотором или при разгоне транспортного средства.

Кроме этого, использование тормоза — возможность сбалансировать вал и определить точные места установки грузов. Провести такую работу в гараже не выйдет — это возможно только на СТО или на заводе.

3. Информация с датчиков направляется к ПК, который анализирует данные и выдает их на монитор в обработанном виде. При этом мастер видит, где и какие грузики требуется установить.

Измерения выполняются с точностью, которая превосходит технические нормы. Полученная информация позволяет безошибочно установить грузик и быстро сбалансировать кардан. При этом появляется уверенность, что центр тяжести будет в нужном месте оси. Благодаря балансировке, потери мощности на кардане минимальна, а энергия передается колесам без дополнительных вибраций и опасности разрушения.

Стоит ли ремонтироваться на СТО?

Чтобы осознать риски и важность ремонта в проверенных СТО, сделаем простые подсчеты. Так, замена механизма карданного вала может обойтись в 50-70 тысяч рублей. При этом риск покупки изделия из некачественных материалов слишком высок. Проблема с металлом в странах СНГ остается, поэтому число подделок только растет. Даже если деталь окажется качественной, то определить марку стали «на глаз» не выйдет. Вот почему заказ карданного вала лучше делать у проверенных производителей или через специализированные сервисы.

Не менее важный момент — балансировка. Из статьи можно понять, что выполнение такой работы в условиях гаража почти невозможно. Дешевле обратиться к специалистам и переплатить, чем впоследствии переделывать пол автомобиля.

Итоги:

При появлении вибраций при работающем моторе не откладывайте решение проблемы на потом. Лучше сразу обратиться в автосервис, чтобы избежать дорогостоящего ремонта в будущем. Самостоятельность в этом вопросе редко заканчивается успехом. Она приводит к еще большей разбалансировке и выходу из строя других узлов.

Поделиться:

error: Защита от копирования!